Экзистенциализм представляет собой противоречивое явление. Кроме деления на религиозное и атеистическое направления, экзистенциалисты имели еще ярко выраженные национальные направления. Кроме французского и немецкого, был и испанский экзистенциализм, основоположником которого был Мигель де Унамуно (1864-1936), писатель, автор романов, новелл, стихотворений, эссе. Он получил католическое образование, затем учился в Мадридском университете. После окончания университета вернулся на родину, в Бильбао, преподавал латинский язык. С 1891 г. Стал заведующим кафедрой греческой филологии Саламанкского университета, в котором работал долгие годы, в том числе в должности ректора. Унамуно активно участвовал в политической жизни Испании, протестовал против диктатуры генерала Примо де Ривера, за что был смещен с поста ректора и сослан на Канарские острова. После протестов со стороны демократической общественности был помилован, но отказался вернуться в Испанию и эмигрировал во Францию, откуда вернулся на родину в 1936 г. После падения диктатуры. В 1936 г. поддержал франкистов, но вскоре порвал с ними, объявил себя добровольным узником своего дома, где вскоре умер.

В литературе и философии для Унамуно главными темами стали внутренняя духовная жизнь человека и связанные с ней экзистенциальные проблемы. Главные философские книги Унамуно — "О трагическом чувстве жизни у людей и народов" (1913) и "Агония христианства" (1926). В первой книге обсуждается много религиозных и философских идей, среди которых главной является идея человека. Унамуно отрицает абстрактную идею человека, понятие человека как разумного существа. По его мнению, самое главное в философии — конкретный человек, который чувствует, ест, пьет, смеется, плачет. Именно такой живой человек и нуждается в Боге, абстрактному человеку не нужен Бог. И вера не может сводиться к философской формуле или богословской догме, а есть трагическая борьба человека за свое спасение. Трагическое чувство жизни есть одна из причин религии, когда человек ощущает себя лишенным чего-то главного и важного для себя, и этого он ищет всеми силами души. Для Унамуно такими людьми с трагическим чувством жизни были Марк Аврелий, Аврелий Августин, Б. Паскаль, Ж. Ж. Руссо, С. Киркегор и др.

По словам Унамуно, человек философствует не только разумом, но волей, чувством, плотью и кровью. Человек есть афффективное, чувственное существо, и один из его аффектов — трагическое чувство жизни, которое служит основой религии и философии.

Источник религии Унамуно видел исключительно в личной жажде бессмертия. Из жажды бессмертия Унамуно выводил и понимание христианства. С его точки зрения христианство возникло из слияния двух духовных потоков — иудейского и эллинского. И то, и другое религиозное направление имеют отчетливо выраженное желание другой жизни. Христианство же осуществило высший синтез, открыв в духовном смысле для человека сущность бессмертия. Для Унамуно главная христианская идея — это Воскресение Христа, а духовный стержень Евхаристия как причащение хлебом бессмертия.

Говоря о христианстве, Унамуно, прежде всего, имеет в виду католичество, которое он защищает, критикуя протестантизм. Однако, католичество Унамуно отнюдь не идеализирует, считая его главной проблемой то, что оно колеблется между понятиями: "религиенизированная наука" и "онаученная религия". Рационализм разрушает религию, и это разрушение может остановить только особое понимание веры как борьбы, как личного акта мужества.

В "Агонии христианства" Унамуно слово "агония" употребляет не в смысле предсмертного состояния, а подразумевает греческое слово "агон" — борьба. Он также ссылается на известную фразу Паскаля: "Иисус будет в агонии до конца мира, нельзя спать и это время". Унамуно доказывал, что вера принципиально агонистична, потому что ее предпосылкой является спасение. По выражению Унамуно, "несомневающаяся вера — мертвая вера". Человек сомневается и агонизирует и обретает веру как христианин, глядя в вечность "нереальное будущее". Таким образом, христианство протекает в плоскости личной борьбы, т. е. оно представляет собой множество личностей, ведущих борьбу за веру. Следовательно, считает Унамуно, христианство есть не доктрина, а сама жизнь личности.

Исходя из понятия личности, Унамуно отрицал всякое отношение христианства к обществу и социально-экономической жизни. По его мнению, настоящее ("чистое") христианство "ищет вечной жизни вне истории". Унамуно противопоставлял "чистое христианство" тому, что он назвал "христианскостью", т. е. христианское учение, приспособленное к земным делам и заботам. Для Унамуно христианство — это "радикальный индивидуализм", но не индивидуализм замкнутого, обособленного существования, а религиозный и универсальный.