Основной частью в ногорной проповеди обычно считают Заповеди блаженств, так же их еще называют "золотой цепью добродетели".

Полностью, как единый текст, Нагорная проповедь изложена только у евангелиста Матфея (Мф.5,6,7). В сокращенном виде ее излагает евангелист Лука (Лк.6:12-49), у которого отдельные части Нагорной проповеди встречаются далее в разных местах его Евангелия.

Храм на Храм на "горе блаженств"

Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит всю сущность евангельского учения и понятна даже детям, так как содержит яркие, запоминающиеся образы.

Согласно Преданию гора, с которой была произнесена Господом Нагорная проповедь, находится недалеко от Геннисарётского озера между Капернаумом и Тивериадой, и доселе ее показывают туристам как "гору блаженств".

Нужно сразу оговориться, что "блаженство" не правильно понимать как аналог "счастья".

Господь в этой проповеди затрагивает, как и в беседе с Никодимом, необходимость определенного духовного настроя, духовного рождения для вхождения в Царство Небесное. Многие святые отцы понимают заповеди как цепь или лестницу ведущую к уподоблению нормальным отношениям внутри человека и, в конечном итогу, отношениям между человеком и Богом. Нужно отметить, что символический образ цепи или лестницы не предполагает "скачек" между звеньями или ступенями, но аккуратно возводят человека от звена к звену или от ступени к ступени, тем самым образуюя идею цельности, последовательности и порядка.

  1. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."
    • Первая заповедь или первый шаг к этому — сознать свою духовную нищету, свою греховность и ничтожество, смириться.
  2. "Блаженны плачущие, ибо они утешатся."
    • Следующим шагом идет за видением своих грехов - плач о них. Реализацией заповеди является примирение со своей совестью, утешение от Бога.
  3. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю."
    • Далее, оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что уже становятся неспособными на кого-либо гневаться, делаются кроткими. Кроткие христиане действительно унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они наследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая откроется по разрушении этого тленного мира, "землю живых" (Исх.26:13; Апок.21:1).
  4. "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся."
    • Следующей вехой идет желание искреннего стремления жить по воле Божией.
  5. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут."
    • как пишет Феоилакт Болгарский, - Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а ежели ничего не имеешь, то - и слезами и вздохом. Они получат милость и здесь - от людей. Ибо кто вчера оказывал милость, а сегодня пришел в бедность: тому все будут оказывать милость, особенно там - Бог."
  6. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
    • Многие не хищничеству ют, не обижают, и даже милосерды, но блудодействуют и в других отношениях бывают нечисты. Посему Христос повелевает соединять с другими добродетелями и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу: ибо без святыни, или чистоты никто не узрит Господа. Как зеркало тогда отражает образы, когда чисто: так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа.
  7. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими."
    • То есть, не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и примиряют других, враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают врагов Божиих. Таковые суть сыны Божии, так как и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом, когда мы были враги Его.
  8. "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное."
    • Гонение терпят не одни мученики но и многие другие - за вспоможение обидимым и вообще за всякую добродетель: потому что под именем правды разумеется всякая добродетель. Гонят воров и убийц, однако ж они не блаженны.
  9. "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня."
    • Наконец Господь обращает речь наипаче к своим апостолам, и показывает, что терпеть поношение особенно свойственно учителям. Не всякий поносимый блажен, но только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того и другого, то несчастен он, поелику для многих служит соблазном.

"Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. "

Характерно отличие блаженств от 10 ветхозаветных заповедей, в которых говорится преимущественно о внешних поступках человека и налагаются строгие прещения в категорической форме и которые носят ограничительный характер. В блаженствах говорится преимущественно о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования в категорической форме, а лишь условия, рекомендации, при соблюдении которых достижимо для человека Царство Небесное.

Евангелист Лука дополняет изложение Матфея о блаженстве. Он приводит слова Господа Иисуса Христа, содержащие предостережение тем людям, которые видят блаженство лишь в упоении земными благами. "Горе вам, богатые!" — говорит Господь, противопоставляя этих богатых нищим духом. Здесь имеются в виду не просто обладающие земным богатством, конечно, а уповающие на него, гордые, превозносящиеся надменно относящиеся к другим люди. "Горе вам, пресыщенные ныне: ибо взалчете" — в противоположность "алчущим и жаждущим правды", это люди не ищущие правды Божией, но довольные своей лжеправдой. "Горе вам, смеющиеся ныне: ибо восплачете и возрыдаете" — такие несомненно противополагаются плачущим, это люди беспечные, легкомысленно относящиеся к провождаемой ими греховной жизни. Мир, во зле лежащий, любит тех, кто потворствует ему, кто живет по его греховным обычаям; поэтому, "горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо", это признак неблагополучия вашего нравственного состояния.

Соль земли

Далее Господь говорит, что все Его последователи, исполняющие эти Его наставления, будут "солью земли". И как соль предохраняет пищу от порчи я делает ее здоровой, приятной на вкус — так и христиане должны предохранять мир от нравственной порчи и способствовать его оздоровлению. Соль сообщает свою соленость всем веществам, с которыми близко соприкасается, так и христиане должны сообщать дух Христов всем остальным людям, еще не ставшим христианами. Соль не изменяет сущности и внешнего вида веществ, в которых растворяется, а только дает им свой вкус. Так и христианство не производит какой-либо внешней ломки в человеке и человеческом обществе, но лишь облагораживает душу человека и через это преображает всю человеческую жизнь, придавая ей особый христианский характер. "Аще же соль обуяет, чим осолится" — на востоке действительно есть вид соли, которая под действием дождя, солнца и воздуха, теряет свой соленый вкус. Такую соль уже ничем не исправишь. Так и те люди, которые, однажды вкусив благодатного общения со Св. Духом, впали в непростительный грех противления Ему, уже неспособны без чрезвычайной помощи Божией, обновиться духовно.

Свет миру

Светом мира является собственно Господь Иисус Христос, но поскольку верующие воспринимают этот свет и отражают его в мир, они также являются "светом мира". Таковы в особенности Апостолы и их преемники, назначение которых в том и состоит, чтобы светить светом Христовым, — пастыри Церкви. Они должны так жить, чтобы, видя их добрые дела, люди прославляли Бога.

Любовь

Максимой жизни учеников Иисуса указывается любовь и не только к тем, что мил, но и к тем, кто явно агрессивен и враждебен. Умение видеть Бога во враге есть самое чистое духовное зрение. Христианское делание есть выражение любви. И в галилейской проповеди Христовой ударение - практическое, не делании.