Основной частью в ногорной проповеди обычно считают Заповеди блаженств, так же их еще называют "золотой цепью добродетели".
Полностью, как единый текст, Нагорная проповедь изложена только у евангелиста Матфея (Мф.5,6,7). В сокращенном виде ее излагает евангелист Лука (Лк.6:12-49), у которого отдельные части Нагорной проповеди встречаются далее в разных местах его Евангелия.
Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит всю сущность евангельского учения и понятна даже детям, так как содержит яркие, запоминающиеся образы.
Согласно Преданию гора, с которой была произнесена Господом Нагорная проповедь, находится недалеко от Геннисарётского озера между Капернаумом и Тивериадой, и доселе ее показывают туристам как "гору блаженств".
Господь в этой проповеди затрагивает, как и в беседе с Никодимом, необходимость определенного духовного настроя, духовного рождения для вхождения в Царство Небесное. Многие святые отцы понимают заповеди как цепь или лестницу ведущую к уподоблению нормальным отношениям внутри человека и, в конечном итогу, отношениям между человеком и Богом. Нужно отметить, что символический образ цепи или лестницы не предполагает "скачек" между звеньями или ступенями, но аккуратно возводят человека от звена к звену или от ступени к ступени, тем самым образуюя идею цельности, последовательности и порядка.
"Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. "
Характерно отличие блаженств от 10 ветхозаветных заповедей, в которых говорится преимущественно о внешних поступках человека и налагаются строгие прещения в категорической форме и которые носят ограничительный характер. В блаженствах говорится преимущественно о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования в категорической форме, а лишь условия, рекомендации, при соблюдении которых достижимо для человека Царство Небесное.
Евангелист Лука дополняет изложение Матфея о блаженстве. Он приводит слова Господа Иисуса Христа, содержащие предостережение тем людям, которые видят блаженство лишь в упоении земными благами. "Горе вам, богатые!" — говорит Господь, противопоставляя этих богатых нищим духом. Здесь имеются в виду не просто обладающие земным богатством, конечно, а уповающие на него, гордые, превозносящиеся надменно относящиеся к другим люди. "Горе вам, пресыщенные ныне: ибо взалчете" — в противоположность "алчущим и жаждущим правды", это люди не ищущие правды Божией, но довольные своей лжеправдой. "Горе вам, смеющиеся ныне: ибо восплачете и возрыдаете" — такие несомненно противополагаются плачущим, это люди беспечные, легкомысленно относящиеся к провождаемой ими греховной жизни. Мир, во зле лежащий, любит тех, кто потворствует ему, кто живет по его греховным обычаям; поэтому, "горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо", это признак неблагополучия вашего нравственного состояния.
Далее Господь говорит, что все Его последователи, исполняющие эти Его наставления, будут "солью земли". И как соль предохраняет пищу от порчи я делает ее здоровой, приятной на вкус — так и христиане должны предохранять мир от нравственной порчи и способствовать его оздоровлению. Соль сообщает свою соленость всем веществам, с которыми близко соприкасается, так и христиане должны сообщать дух Христов всем остальным людям, еще не ставшим христианами. Соль не изменяет сущности и внешнего вида веществ, в которых растворяется, а только дает им свой вкус. Так и христианство не производит какой-либо внешней ломки в человеке и человеческом обществе, но лишь облагораживает душу человека и через это преображает всю человеческую жизнь, придавая ей особый христианский характер. "Аще же соль обуяет, чим осолится" — на востоке действительно есть вид соли, которая под действием дождя, солнца и воздуха, теряет свой соленый вкус. Такую соль уже ничем не исправишь. Так и те люди, которые, однажды вкусив благодатного общения со Св. Духом, впали в непростительный грех противления Ему, уже неспособны без чрезвычайной помощи Божией, обновиться духовно.
Светом мира является собственно Господь Иисус Христос, но поскольку верующие воспринимают этот свет и отражают его в мир, они также являются "светом мира". Таковы в особенности Апостолы и их преемники, назначение которых в том и состоит, чтобы светить светом Христовым, — пастыри Церкви. Они должны так жить, чтобы, видя их добрые дела, люди прославляли Бога.
Максимой жизни учеников Иисуса указывается любовь и не только к тем, что мил, но и к тем, кто явно агрессивен и враждебен. Умение видеть Бога во враге есть самое чистое духовное зрение. Христианское делание есть выражение любви. И в галилейской проповеди Христовой ударение - практическое, не делании.