С точки зрения еврейского законодательства, обвиняемый в религиозных(культовых) нарушениях обычно приговаривался к смертной казни через побиение камнями. Как, например, видно в казни дьякона Стефана. Но для более мучительной и позорной смерти через распятие старейшины пытаются придать делу политическую окраску:
Встречу обвинителей, Иисуса и Понтия Пилата описывают все четыре евангелиста: Матфей и Марк начинают допросом Господа, Лука с обвинений Господа со стороны приведших Иисуса, а Иоанн с вопроса Пилата к приведшим Его. То есть евангелист Иоанн начинает с самого начала и более подробен в описании.
Невозможность Синедрионом приводить в исполнение смертный приговор является подтверждением слов Иисуса, что Его предадут язычникам (Мф.20:19) В тоже время, римские власти не имели обычая судить без обстоятельного судебного разбирательства, и Пилат изучает обвинение.
Иисус удостаивается вопроса Пилата "Ты ли царь Иудейский", что лишний раз указует на политическую направленность в обвинении, но отвечает на него, что Его Царство не от мира и власть Его не политическая. Удостоверившить, что политической угрозы нет Пилат выходит к обвинителям и сообщает, что в Иисусе вины не находит. Но Синедрион настаивает на обвинении.
Расследуюя дело Пилат находит возможным послать Иисуса на суд к правителю родной для обвиняемого територии. Это первая попытка Пилата отклонить казнь Иисуса Христа. Но Ирод Антипа, который умертвил Иоанна Крестителя, так же не находит Его виновным и возвращет в белых одеждах, символически указуя на чистоту пленника.
Вторая попытка Пилата спасти от казни Иисуса Христа опирается на традиции римского права не наказывать за одно и тоже дважды, и отдав Христа на бичевание он тем самым пытается отделаться несмертельным, но серьезным наказанием. После бичевания Пилат выводит Иисуса на лифостротон со словами: "Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины" и при этом, указывая на Него, добавил: "се Человек!". Но толпа не успокаивалась и старейшины дали понять Пилату, что если Иисуса не казнят, то они напишут донос кесарю о неблагонадежности Пилата.
Последняя попытка спасти Иисуса предпринимается Пилатом в виде традиционного дарования свободы пленнику по случаю большого идейского праздника Пасхи, но и она не увенчалась успехом, и возгласы "Распни Его" не умолкали.
Узнав, что Иисус назвал себя Богом, Пилат окончательно решил снять с себя вину за казнь Иисуса, принародно умыв руки. Крики толпы заключали еще одно важную деталь - крича "нет у нас царя, кроме кесаря", народ тем самым отрикался от теократического начала, когда царем народа считался Бог.
Пилат же, слыша согласие толпы "Кровь Его на нас и на детях наших", придает Иисуса казни, передав воинам.
Интересна дальнейшая судьба Пилата. Умыв руки он не мог снять ответственность с себя, как ему этого хотелось, так как был верховным судьей и знал, что Обвиняемый невинен. Вскоре после этого события Пилат был отправлен в ссылку в Галлию (г. Виену) и там через два года окончил свою жизнь самоубийством.