С точки зрения еврейского законодательства, обвиняемый в религиозных(культовых) нарушениях обычно приговаривался к смертной казни через побиение камнями. Как, например, видно в казни дьякона Стефана. Но для более мучительной и позорной смерти через распятие старейшины пытаются придать делу политическую окраску:

Встречу обвинителей, Иисуса и Понтия Пилата описывают все четыре евангелиста: Матфей и Марк начинают допросом Господа, Лука с обвинений Господа со стороны приведших Иисуса, а Иоанн с вопроса Пилата к приведшим Его. То есть евангелист Иоанн начинает с самого начала и более подробен в описании.

Важно, что приведшие Иисуса не хотели входить в преторию (римскую судебную палату) из-за боязни осквернения, ибо хотели вечером есть Пасху. Что указвает на то, что вечеря Господня была накануне Пасхи и казнь совершилась во время заклания в Храме пасхальных агнцев.

Невозможность Синедрионом приводить в исполнение смертный приговор является подтверждением слов Иисуса, что Его предадут язычникам (Мф.20:19) В тоже время, римские власти не имели обычая судить без обстоятельного судебного разбирательства, и Пилат изучает обвинение.

Иисус удостаивается вопроса Пилата "Ты ли царь Иудейский", что лишний раз указует на политическую направленность в обвинении, но отвечает на него, что Его Царство не от мира и власть Его не политическая. Удостоверившить, что политической угрозы нет Пилат выходит к обвинителям и сообщает, что в Иисусе вины не находит. Но Синедрион настаивает на обвинении.

Расследуюя дело Пилат находит возможным послать Иисуса на суд к правителю родной для обвиняемого територии. Это первая попытка Пилата отклонить казнь Иисуса Христа. Но Ирод Антипа, который умертвил Иоанна Крестителя, так же не находит Его виновным и возвращет в белых одеждах, символически указуя на чистоту пленника.

Архиепископ Аверкий напоминает, что римляне в белые одежды обычно облачали кандидата на какую-либо должность, и Ирод тем самым хотел выразить, что он смотрит на Иисуса только как на забавного претендента на иудейский царский престол

Вторая попытка Пилата спасти от казни Иисуса Христа опирается на традиции римского права не наказывать за одно и тоже дважды, и отдав Христа на бичевание он тем самым пытается отделаться несмертельным, но серьезным наказанием. После бичевания Пилат выводит Иисуса на лифостротон со словами: "Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины" и при этом, указывая на Него, добавил: "се Человек!". Но толпа не успокаивалась и старейшины дали понять Пилату, что если Иисуса не казнят, то они напишут донос кесарю о неблагонадежности Пилата.

Последняя попытка спасти Иисуса предпринимается Пилатом в виде традиционного дарования свободы пленнику по случаю большого идейского праздника Пасхи, но и она не увенчалась успехом, и возгласы "Распни Его" не умолкали.

Интересно, что толпа выбирает освободить убийцу Варавву. Вар - переводится как "сын", а Авва - "отец". И таким образом выбор происходит между Сыном Бога Отца и сыном отца, между Подателем Жизни и убийцей.

Узнав, что Иисус назвал себя Богом, Пилат окончательно решил снять с себя вину за казнь Иисуса, принародно умыв руки. Крики толпы заключали еще одно важную деталь - крича "нет у нас царя, кроме кесаря", народ тем самым отрикался от теократического начала, когда царем народа считался Бог.

Пилат же, слыша согласие толпы "Кровь Его на нас и на детях наших", придает Иисуса казни, передав воинам.

Иоанн Златоуст указывает, что самопроклятие народа совершилось спустя несколько десятков лет во время разрушения Иерусалима, когда погибали и кричавшие "Распни Его" и их дети.

Интересна дальнейшая судьба Пилата. Умыв руки он не мог снять ответственность с себя, как ему этого хотелось, так как был верховным судьей и знал, что Обвиняемый невинен. Вскоре после этого события Пилат был отправлен в ссылку в Галлию (г. Виену) и там через два года окончил свою жизнь самоубийством.