Таинства в Православной Церкви

Любое действие в жизни таинственно. И будь-то рождение человека или покаяние преступника, в любом случае, включает в себя видимую часть и незримую, и редко кто сможет провести границы, указать причины или определить условия взаимодействия между ними. Таинства в Русской Православной Церкви так же имеют эти части, с той лишь разницей, что незримую часть совершает Господь, а видимый обряд сослужит священник или, в ряде случаев, мирянин.

Примечание. Священник НЕ ЯВЛЯЕТСЯ передаточным звеном или посредником Бога — это важно понимать. Священник лишь помогает или свидетельствует в нашем желании соединения с Богом, то есть он СО-служит вместе с нами Богу.

Важно помнить, что священник ставится на служение, а не ходит на работу за зарплату. Хотя и не всегда так получается, на что Иисус Христос обратил наше внимание, сказав: «...По плодам их узнаете их...Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые...». (Мф.7:16) Надеюсь, вы нашли добрые плоды.

Итак, всякое Таинство призвано в своем максимуме служить спасению человека, которое достигается через соединение с Богом.

К сожалению, людям требуются внешние знаки проявления Таинств. Так как взаимодействие с окружающим миром происходит с помощью чувств, то и Таинства в Церкви обязательно имеют видимую, слышимую и осязательную стороны. Эти внешние проявления называются обрядом. Каждая часть обряда имеет символическое значение и по этому строго отведенное место. И как неуместно приветствовать собеседника в середине разговора, так неуместно переставлять местами части обряда.

Примечание. Нужно помнить, что в современном обществе принято разделять религии на «ортодоксальные» и «ортопраксические». Основой этих терминов являются греческие слова: «ортос» (верный, правильный), «докса» (мнение) и «праксис» (практика). Конечно в чистом виде нет религий только ортодоксальных или отропраксических, но по доминированию тех или иных проявлений к ортодоксальной религии обычно относят христианство, ибо оно придает наибольшее значение вере, а к ортопраксическим принадлежат ислам и иудаизм, поскольку особое значение имеет регулирование жизни, закону.

Согласно учению Православной Церкви неправильное слово в молитве, поклон не вовремя или еще что-либо не влияют на совершение Таинства, если искажение не носит заведомо негативный оттенок богохульства или небрежения. Тут как раз и проявляется отличие ритуала от обряда. Православный обряд на первое место ставит правильное понимание символа, а не четкое соблюдение «инструкции», как, например, в исламе. Нужно помнить, что Православная вера не позволяет механических или магических отношений с Богом, когда присутствует «обязанность сторон» выполнить что-либо. Православная Церковь есть Богочеловеческий организм. Организм живой и живущий в истории.

Конечно, части обряда могут со временем изменяться, так как сознание человека не законсервировано. И вместе с изменениями во внешней части, меняется так же и смысловая нагрузка. Предмет "Введение в литургическое предание" как раз призван к изучению понимания смысловых корелятов Таинств.

Давать же качественную оценку этим изменениям и совершать попытки вернуться к «прежним реалиям» обычно свойственно людям маргинального толка, своего рода — ригористам веры - от чего нужно всячески воздерживаться. Ибо человеку разумному нужно, по слову апостола Павла, «восходить из славы в славу» (2Кор.3:18), от одной ступени к следующей.


Это «быстрое» понимание Таинственной и обрядовой сторон Таинств. Далее, необходимо перейти к теме «действительность и действенность Таинств».