В базовом курсе предлагается рассмотреть святоотеческую традицию в России XVIII века на примере работ Тихона Задонского и Паисия Величковского. Естественно, предполагается рассматривать идеи с позиции влияния на последующую русскую философии, но не богословия.

Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов) родился в семье псаломщика и всю жизнь посвятил служению Церкви, уйдя на покой в сане епископа Воронежского, закончил земной путь в Задонском монастыре. Известно, что он знал греческий язык и одно время его преподавал. Из отцов Церкви больше всего любил преподобного Макария Египетского, святителя Иоанна Златоуста, и блаженного Августина, но так же был знаком с трудами современных ему западных писателей. В целом, он был человек новой, послепетровской эпохи, однако его ведущим настроением была боль за погибающий в неверии мир и ревность о спасении своей паствы. Флоровский писал о нем: «Тихон Задонский писал для этого мира, свидетельствовал о Спасителе погибающему миру, и не ищущему спасения. Это был апостольский отклик на безумие вольнодумного века».

Главным произведением является труд «Об истинном христианстве», которое является скорее опытом живого богословия, а не рациональной схоластики. Обоснование мистико-аскетического учения идет в соответствии с учением отцов Церкви, в духе «евангельской» или «христианской, философии», которая противопоставляется «внешнему любомудрию». В этом труде показана символическая связь с духовным началом. И через символы сознание человека понимает сокровенный смысл, заключенный в жизненных явлениях.

Свтятитель Тихон учил, что «христианская премудрость есть Христос, Сын Божий», а «христианин препростый, который научен догматам святыя веры, далеко мудрейший есть паче Платона и Аристотеля и прочих языческих мудрецов». Через постижение мистического смысла явлений христианину следует стремиться к преображению жизни, где принципы рационального мышления имели лишь прикладное значение в постижении христианских истин. С одной стороны он, опирался на святоотеческое наследие, а с другой искал для него новые формы. Отсюда его противоречивость: повторяя в чем-то отцов Церкви, рисковал быть банальным и неоригинальным, а для создания новых форм, адекватных выражению мистико-аскетического опыта, у него не было терминологии и понятийного аппарата. В результате русским мыслителям на долгий срок пришлось пойти на выучку к Западу.

Святоотеческая традиция в России стала основой для будущей оригинальной русской философии

Хотя творения святителя Тихона не выходят за рамки проповеди в философско-богословской форме, он овладел искусством соединять церковный догмат с практическим поучением, а немногословность и ясность мысли делали его проповеди понятными даже самому темному крестьянину. Его нельзя отнести к оригинальным философским автором, так как он и сам не видел необходимости создавать вместо христианского просвещения философию. Основой его философии было только Священное Писание.

Несмотря на пример святителя Тихона Задонского, следует сказать, что святоотеческая традиция в основном сохранялась не в индивидуальном творчестве, а в монастырских стенах, где принципы духовности, завещанные Святыми Отцами, чтили и воплощали в конкретной жизни. Большую роль в этой сфере сыграл преподобный Паисий Величковский (1722—1794). Он организовал работу по переводу святоотеческих книг в Нямецком монастыре (Молдавия). А его ученики уже и разошлись по всей России, неся возрождение отечественного монашества, формирование центров старчества (в Оптиной пустыни) и многие другие духовные явления. Конечно, влияние преп. Паисия было велико и на Афоне и в Молдавии, но его воздействие на сохранение святоотеческого наследия в России несоизмеримо ни с каким другим. Принципами перевода преподобного Паисия были точность и соответствие духу подлинника. Профессор А. И. Яцимирский в своей книге «Возрождение византийско-болгарского мистицизма и славяно-аскетической литературы в 18 в.» (Харьков, 1905) перечислил 44 рукописи, написанные самим преп. Паисием. Среди переведенных авторов: преподобные Антоний Великий, Григорий Синаит, авва Дорофей, Исаак Сирин, Иоанн Синайский, Макарий Египетский, Марк Постник, Никита Стифат, Петр Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Симеон Солунский, Иосиф Вриенний, свт. Марк Ефесский, свт. Григорий Палама, еп. Фотикийский Диадох, Дионисий Ареопагит и др., множество сборников с выписками разных авторов.

Именно с Паисием идеал духовной целостности и духовного устремления человека, воссозданный на основе святоотеческого наследия, перешел в русскую церковную культуру, а некоторое время спустя стал влиять на религиозно-философскую мысль (славянофилы, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев и др.).
Лучше всего идеал целостности характеризуется словами: «Из этих свидетельств [св. Отцов] явствует, что Бог, создав человека по образу Своему и подобию, ввел его в рай сладости, делать сады бессмертные, то есть, мысли Божественные, чистейшие, высочайшие и совершенные, по святому Григорию Богослову. И это есть не что иное, как только то, чтобы он, как чистый душою и сердцем, пребывал в зрительной, одним умом священнодействуемой, благодатной молитве, то есть в сладчайшем видении Бога, и мужественно, как зеницу ока хранил ее, как дело райское, чтобы она никогда в душе и сердце не умалялась». (преп. Паисий «Об умной молитве»)