Крещение Господа Иисуса Христа так же имеет наименование Богоявление , так как в этом событии миру явились все Три Ипостаси Бога: Отец в виде голоса с неба, Сын во плоти Христа и Святой Дух в виде голубя.

О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста: Мф.3:13-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-22; Ин.1:32-34. Подробнее всех изображает это событие евангелист Матфей.

Евангелист Марк дополняет, что Иисус приходит именно из Назарета Галилейского.

Евангелист Лука сообщает, что Иисусу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый от учителя веры. Таким образом это было в тот же 15-й год правления Тиверия Кесаря.

Евангелист Матфей указывает, что Иоанн Креститель отказывался крестить Иисуса, говоря: "Аз требую Тобою креститися". А по Евангелию от Иоанна выясняется, что Иоанн Креститель не знал Христа до Крещения (Ин.1:33), пока не увидел Духа Божия, сходящего на Него в виде голубя.

 Иванов. Явление Христа народу. Иванов. Явление Христа народу.

Пояснение некоторых мест

Противоречия между и Матфеем и Иоанном нет, так как Иоанн Креститель не знал Иисуса до Крещения, именно как Мессию, но, когда Иисус пришел к нему просить крещения, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость и безгрешность и Его бесконечное превосходство над собою, почему не мог не воскликнуть: "Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?"
Когда же он увидел Духа Божия, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос.

Другим малопонятным местом является фраза "Тако подобает нам исполнити всяку правду". В Церковной традиции принято считать, что Господь Иисус Христос, как Человек и родоначальник нового возрожденного Им человечества, должен был собственным примером показать людям необходимость соблюдения всех Божественных установлений. Тут нужно четко понимать различие между установлениями Бога, возвещаемыми через пророков и установлениями фарисеев, даже благочестивыми.

Следующее место так же требует некоторого прояснения. Почему же Иисус "абие", т.е. сразу, вышел из воды, а не пребывал в водах Иордана как прочие люди? Церковная традиция находит в этом указание на то, что Иисус был безгрешен и не было надобности исповедовать свои грехи, как делали это все остальные крещающиеся, стоя при этом в воде. Но все же евангелист Лука передает, что "Иисус, крестившись, молился". Тут мы можем только предполагать содержание молитв, но одно остается неизменным - всякое духовное делание совершается в молитвеном единстве с Богом.

"...Духа Божия, сходяща, яко голубя и грядуща на Него". По-гречески, "на Него" выражено местоимением 3-го лица, а не возвратным, и это нужно понимать, что Духа Божия видел Иоанн Креститель, Сам Крещаемый, и народ, бывший при этом, ибо цель этого чуда — явить людям Сына Божия в пребывавшем дотоле в неизвестности Иисусе, почему Церковь и поет в день праздника Крещения Господня, называемого также Богоявлением: "явился еси днесь вселенней" (Кондак).

Голос Бога Отца: "Сей есть", по Матфею, или "Ты еси", по Марку и Луке "Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих" был указанием Иоанну Крестителю и присутствовавшему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как Сына Божия, в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца, и вместе с тем как бы ответом Отца Небесного Своему Божественному Сыну на Его молитву о благословении на великий подвиг служения для спасения человечества.

Важно помнить, что едиснтвенное событие, позволяющее изображать Святого Духа на иконах в виде голубя, это имеено Богоявление в Крещении Иисуса в водах Иордана. В иных вариантах изображение Святого Духа не приветсвуются Церковью.
Изображение Бога-Отца в виде старца во всякое время считалось некоректным, так как в иконография передает лишь реальные явления Бога, а образ старца является более поздним европейских нововедением, несомненно преследующим художественные цели.

Богослужение

Крещение Господне наша Русская Православная Церковь празднует издревле 6 января, именуя этот праздник также Богоявлением.

Тропарь (глас 4): Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!

Кондак (глас 3): Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.