Материал требует уточнения и раскрытия при ответе
Вехи:
- 1-я иудейская война поднята зелотами, раввины не поддержали.
- Осада Иерусалима. Разрушение храма в 70 г н.э.
- Йоханан Бен Закай собирает синедрион в Ямне (Явне) без саддукеев и священников, то есть - одни фарисеи.
В 70-е года начинается создание талмуда.
- Зелоты поднимают снова мятеж, его поддерживают раввины (учителя) 2-я иудейская война.
- Рабе Акиба в 132 году признал мессией Бар Кохбу (Сын звезды).
- Иерусалим разрушен в 133 году.
- 136 г. - пала последняя крепость Мосада. Иудаизм запрещен.
- К концу II века патриарх синедриона получает от римлян титул этнарха.
Культурно-религиозная автономия евреев в Палестине.
- К концу IV века центр иудаизма перемещается из палестины в Персию, где к началу VI века заканчивается формирование вавилонского талмуда.
- В VII веке арабы-мусульмане захватывают территории Персии и ромейской империи. Халиф Омар берет Иерусалим. У евреев «гаон» - князь в Багдаде.
- В VIII веке в Багдаде восстание еврейской бедноты против гаона и халифа, восстало около 10000 евреев их поддержала другая беднота, глава Абу Иса.
- Анан Бен Давид основал секту Караимов.
Признавать только писание, все верующие равны. Толковали как саддукеи, отвергли учение о миссии, о воскресении мертвых, о существовании Души после смерти. Соблюдение заповедей строже, чем фарисеи. Распростронение по всем диаспорам, попали в Польше и Россию осели в Литве и в Крыму. Не преследовались фашистами.
- В халифате тоже смена династий. Халифат распался на различные эмираты. Кордовский эмират выделился в отдельное государствово в VIII веке, либеральные законы по отношению к евреям за помощь в завоевании Испании, им даже доверяли государственные должности. Из багдадского халифата цивилизованное еврейство перемещается в Испанию.
- Евреи расселяются в Европе при Карле великом, роль финансистов.
- Случаются изгнания евреев, когда короли не могут отдать свои долги Франция, Англия.
- Германия, во время чумы погромы евреев за распространения чумы, и евреи ушли в Польшу.
- В XV веке попытки крещения испанских евреев (Торквемада) вызвали их эмиграцию в Голландию, Италию, Палестину и Галилею, где властвовали турки.
- В XVI веке центр оказался в турецкой империи, и только в XVII веке начался отток в Польшу (стали там управляющими имений).
- Затем в России, черта оседлости, криминализация – Одесса. Кагальные поборы.
- С XVIII века процесс эмансипации евреев в Европе (Германия и т.д.), разрушение кагала, движение просвещение – Гаскала. Моисей Мендельсон предлагал евреям выйти из своих гетто и активнее внедряться в окружающий мир, становиться полезными европейскому обществу, одежду, патриотизм, реформировать иудаизм наподобие протестантизма.
- В XIX веке Израиль Якобсон начал движение реформации иудаизма. Напряжение между синагогами возросло, декларация во Франкфурте на Майне. Раскол. С перемещением центра иудаизма в США возрастает движение реформ, на съезде в Пицбурге новая декларация: иудаизм можно принять всем, суббота заменяется воскресением, название этический монотеизм. После конгресса противники декларации отделились – консервативный иудаизм – раввин Френкель.
- На территории российской империи возникает ультра-ортодоксальный – хасидизм.
- В конце XIX века в Германии возникает атеистическое течение иудаизма – сионизм – Теодор Герцль. Социалистическое государство в Палестине – царство Божие, мессианство евреев – пример коммунизма всему миру. В начале 20 века первая волна выезда в Палестину. Языки разные в Палестине - ладино, приехавшие на - идишь. Коммуны совместного проживания – кибуцы. Переселенцев со временем убили арабы. Только после II Мировой Войны в 1948 году создано еврейское гос-во в Палестине. Ортодоксы постепенно признали Израиль как выпрямление путей для миссии.
- К началу XX века началась волна экономического переселения в Америку. Сейчас в Нью-Йорке 6 млн. евреев.
- В XX веке появился женский раввинат, браки содомитов в реформатском направлении.
- Сифарды – Голландия, Палестина.
- Ашкенази – центральная и восточная Европа.