Слово "притча" в текстах Нового Завета

Слово притча в Евангелии встречается в двух видах греческих слов: "параболе" и "паримиа". Параболе обычно переводят как "сравнение", "подобие", и именно это слово обычно встречается в Евангелии от Иоанна. Параболе — это чаще всего рассказ, имеющий прикровенный смысл и выражающий высшие духовные истины в образах, взятых из повседневного быта. Паримиа в дословном переводе означает "краткое изречение, выражающее правило жизни" (таковы, для примера, Притчи Соломона). Евангельская притча в тексте синоптиков обычно встречается как слово "паримиа". Практически все притчи Иисуса Христа — это иносказательные поучения, образы и примеры, заимствованные из обыденной жизни и окружающей природы.

Притча не упрощение представления Царства Небесного, а лишь образ реальности, неотображаемой в определении.

Иоанн Златоуст поясняет: "Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти слушающих и самые дела представить глазам".

Толкование притч

Несмотря на то, что образы в притчах были всем знакомы растолковать их было не простым делом. Этому служит доказательством вопрос Иисуса "Поняли ли вы?", который Он задал после объяснения притчи ученикам (Мф.13). Только после сошествия Святого Духа апостолы стали ясно понимать то, о чем говорил Иисус в притчах. О трудности воспрития духовных истин пророчествовал еще Исаия (6:9) - если показать нравственно испорченным и духовно-огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах она, истина, становится доступной к восприятию и пониманию: ненасильственно, а сама собой возносится загрубелая мысль от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.

Православному христианину, даже духовно неразвитому, доступно все богатство мысли святых отцов Церкви, но как и прежде - не многие идут "узким путем" в поиске Истины и Жизни.

Притчи Нового Завета. Сводная таблица

Притча место в Евангелии:
о сеятеле Мф.13:1-23 Мк.4:1-20 Лк.8:4-15 -
о плевелах Мф.13:1-23 Мк.4:1-20 Лк.8:4-15 -
о невидимо растущем семени - Мк.4:26-29 - -
о зерне горчичном Мф.13:31-32 Мк.4:30-32 Лк.13:18-19 -
о закваске Мф.13:33-35 Мк.4:33-34 Лк.13:20-21 -
о сокровище, скрытом в поле Мф.13:44 - - -
о драгоценной жемчужине Мф.13:45-46 - - -
о неводе, закинутом в море Мф.13:47-50 - - -
о хозяине, хранящем новое и старое Мф.13:51-52 - - -
о борьбе с соблазнами Мф.18:6-10 Мк.9:42-50 Лк.17:1-2 -
о заблудшей овце Мф.18:10-20 - Лк.15:3-7 -
о немилосердном должнике Мф.18:21-35 - Лк.17:3-4 -
о добром пастыре - - - Ин.10:1-21
о милосердном самарянине - - Лк.10:25-37 -
о неотступной просьбе - - Лк.11:5-8 -
о безрассудном богаче - - Лк.12:13-21 -
о рабах, ожидающих возвращения своего господина Мф.24:42-51 - Лк.12:35-48 -
о благоразумном домоправителе Мф.24:45-51 - Лк.12:42-48 -
о бесплодной смоковнице - - Лк.13:6-9 -
о любящих первенствовать - - Лк.14:7-15 -
о званных на вечерю - - Лк.14:16-24 -
о блудном сыне - - Лк.15:11-32 -
о неверном домоправителе - - Лк.16:1-17 -
о богатом и Лазаре - - Лк.16:19-31 -
о судье неправедном - - Лк.18:1-8 -
о мытаре и фарисее - - Лк.18:9-14 -
о работниках, получивших ровную плату Мф.20:1-16 - - -
о десяти талантах Мф.25:14-30 - Лк.19:11-28 -
о двух сыновьях Мф.21:28-32 - - -
о злых виноградарях Мф.21:33-46 Мк.12:1-12 Лк.20:9-19 -
о званных на брачный пир Мф.22:1-14 - - -
о десяти девах Мф.25:1-13 - - -
о Страшном Суде Мф.25:31-46 - - -