Самое интересное, то, что именно Николай Александрович Бердяев (1874-1948) впервые ввел и обосновал понятие "новое религиозное сознание" в статье "О новом религиозном сознании" (1905) и в книге "Новое религиозное сознание и общественность" (1907). Бердяев некоторое время был близок к кругу Мережковского и испытал его влияние, которое сказывалось долгие годы. Затем он порвал с Мережковским и примкнул к группе мыслителей, объединенных вокруг московского издательства "Путь" (издал в этом издательстве книги "Философия свободы" и "А. С. Хомяков"). Бердяев активно искал "нового религиозного сознания", но пошел своим одиноким путем, который был далек от кружковщины и групповщины.

Бердяев был философом, одаренным от природы. Он не получил религиозного воспитания и к религии пришел философским путем. Когда же Бердяев обратился к Церкви (1908), то его сознание приобрело эсхатологический характер, устремленность к "новому зону" и "глубочайшей духовной революции". Бердяев одним из первых среди современников заговорил о религиозном оправдании человека (антроподицее). Его главными философскими идеями на всю жизнь стали свобода и творчество. С точки зрения этих идей Бердяев рассматривал и религию. В очерке "Мое философское миросозерцание" он писал о своем понимании религии: "Религия есть связь между Богом и человеком. Бог рождается в человеке и человек рождается в Боге. Бог ждет от человека творческого и свободного ответа".

Главными книгами Бердяева, связанными с философией религии, являются: 1) "Философия свободы" (1911), 2) "Смысл творчества" (1916), 3) "Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства)" (1927-1928). Для Бердяева философия есть продолжение религии и "может быть лишь органической функцией религиозной жизни". Бердяев утверждал, что философия должна быть "церковной". Однако, в книге "Смысл творчества" Бердяев пришел к антропоцентричному религиозному мировоззрению, в частности считая, что "не только человек нуждается в Боге, но и Бог нуждается в человеке". Бердяев видел цель жизни в "творческом восхождении", что для него по сути и было религиозным спасением или его аналогом. В книге "Философия свободного духа" Бердяев объединил темы свободы и творчества на примере христианства, заявив о своем религиозном идеале — духовном или мистическом "христианстве свободы", противоположном "христианству авторитета". В случае с Бердяевым "новое религиозное сознание" в целом свелось к метафизическому возвышению человека, субъективации религиозности.

Отметим некоторые детали в размышлениях Бердяева о религии. В книге "Новое религиозное сознание и общественность" есть интересные рассуждения Бердяева об изучении религии. Бердяев считал, что нерелигиозное исследование религии не обладает ценностью, т. к. объект и субъект исследования в данном случае должны быть религиозными. Бердяев заявлял: "На религию нельзя смотреть со стороны, — со стороны ничего почти не видно". Исходя из этого тезиса, становится вполне понятным подход Бердяева к религии. Исследование Бердяева — это глубоко личное переживание религиозных ценностей и идей. Бердяев декларировал: 1) отказ от замкнутого ("остановившегося") религиозного сознания и 2) "существование в мире объективной, абсолютной, вселенской религии, раскрывающейся человеческому сознанию".

"Абсолютная религиозность" в самой простой форме раскрывается в мистике, в мистической стихии, сущностью которой является ощущение мировой тайны, таинственных истоков человеческого бытия. Именно соединение мистического (личного) религиозного опыта с философией призвано открыть новые перспективы богопознания. Как полагал Бердяев, "религия есть зрячая и реальная мистика".

Бердяев, рассуждая о сущности религии, утверждал, что религия есть "конкретное, органически полное постижение и испытывание смысла жизни личной и мировой". Иначе говоря, Бердяев ставил знак равенства между верой и знанием, религией и философией. Он призывал идти по религиозно-мистическому пути, подчеркивая, что мистика относится к миру свободы. Мистике Бердяев противопоставлял магию, относящуюся к сфере необходимости. Таким образом, дуализм свободы и необходимости во многом определил религиозную мысль Бердяева.

Философия Бердяева очень противоречива по отношению к религии. Бердяев воспринял от "нового религиозного сознания" критику и отрицание "школьного богословия". Первоначально он предлагал преодолеть ограниченность богословских школ через соединение религиозного опыта с философией. Первоначальный замысел получил дальнейшее развитие, приведя к двусмысленной ситуации: философия Бердяева стала оригинальной религиозной философией, но с другой стороны — философией религии, имеющей предметом исследования христианство и задачей его обоснование, т. е. апологетику. Таким образом, философия Бердяева заключается в противоречии между личным философским творчеством и "апологетикой". Бердяев лишь предложил своеобразный синтез веры и знания в рамках религиозной философии, но последовательной философии религии он не создал.

В заключении следует скачать об отсутствии и "ионом религиозном сознании" идейного единства, о невозможности дать его законченное определение. При наличии общих тем и подходов представители "нового религиозного сознания" шли разными путями и создали различные концепции в понимании религии. Поиск нового "откровения" (религии Третьего Завета, Царства Святого Духа, "религии будущего" и т. д.) — это в общем единственное, что объединяет столь разных авторов и мыслителей, к которым применяют термин "новое религиозно сознание".